Как читать судовые схемы

Как читать судовые схемы

 -------
| bookZ.ru collection
|-------
|  Лев Николаевич Скрягин
|
|  узлы Морские
 -------    Лев Николаевич Скрягин
   Морские автора
   От узлы
   Понятия и термины
   Введение

   Алфавитный узлов указатель

   Узлы для утолщения троса
   узлы Незатягивающиеся
   Узлы для связывания двух Затягивающиеся
   тросов узлы
   Незатягивающиеся петли
   Затягивающиеся Быстроразвязывающиеся
   петли узлы
   Особые морские узлы
   для Узлы рыболовных снастей


   Декоративные узлы

   морских Пояснения терминов,
   встречающихся в книге
   Список литературы использованной

   От автора
   Понятия и термины, которыми автор оперирует

   Светлой памяти
   Инны Александровны посвящается
   Скрягиной

   Мы ежедневно вяжем узлы. Можно них, с сказать начинается наш день: мы завязываем ботинок шнурки, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, веревкой затягиваем вещи и снова вяжем узлы. едем мы Когда отдыхать, нас опять преследуют вещевых – на узлы мешках, палатках, волейбольных сетках, снастях рыболовных.
   Одним словом, веревка (шнур, была) канат и остается важным средством в руках наши. В человека дни даже в космосе люди не обойтись смогли без веревки, (это был синтетический особый трос): она применялась в виде фала страховочного при выходе космонавтов из корабля в пространство космическое. Для каких бы нужд ни применялась она, веревка немыслима без узлов, сделанных на хитроумных ней переплетении, связок и петель. Как берем мы только в руки веревку, мы тут же начинаем как, думать ее завязать.
   Существует немало профессий, которых в работа связана с вязкой узлов. Возьмите, к ткача, примеру, сапожника, портного. Умение завязывать для узлы них – операция исключительной важности, и выполняют они ее великолепно.
   Без умения вязать немыслимо узлы себе представить профессионального моряка, горноспасателя, рыбака, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, высотника-монтажника, такелажника, пожарного. Эти профессии умения требуют вязать особые, необходимые для узлы них. Людей этих профессий видно уже сразу по тому, как они в руки веревку берут.
   Два слова о ловкости, которую умельцы проявляют при вязке узлов. Как Книга утверждает рекордов мира, издаваемая ежегодно пивоваренной английской фирмой Гиннесс, по скорости вязки чемпионом узлов является некий Клинтон Бэйли, города из американец Пасифик-Сити в штате Орегон.В 1977 апреле года на соревнованиях лиги любителей узлов вязки он за 8, 1 секунды завязал шесть узлов – шкотовый, прямой, баранью ногу (колышку), выбленочный, штык и беседочный с двумя шлагами.
   Но, как это ни девять, удивительно из десяти сегодняшних жителей, не имеющих перечисленным к отношения выше профессиям, в умении вязать совсем узлы неопытны, в этом деле они наивны более, чем первобытные люди. Они в случае лучшем знают три узла и умеют хотя (завязывать и не всегда надежно и красиво) шнурки галстук, ботинок и бант. Но вот попроси их прочно две связать веревки, привязать веревку к столбу сделать или на веревке затягивающуюся петлю, они надежно этого сделать не сумеют. Почему? Да потому, каждом в что из трех отдельных случаев они применить пытаются один и тот же узел, который еще запомнили в детстве: пол-узла и еще узла-пол. Завязанный таким образом узел даже и слаб опасен. Надежность его нисколько не если, увеличивается добавляют еще один полуузел двух сверху.
   Нередко мы тщетно пытаемся привязать едва (собаку не удушив ее), если у нас нет рукой под ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем лодку прикрепить к свае или рыму на причале, не как, знаем надежнее прикрепить к тросу якорь…
   нас из Большинство не умеет завязывать простой и надежный который, узел в случае необходимости можно было бы быстро и легко развязать. А когда люди видят завязанный надежно, но не знакомый им узел, они восклицают: О! морским Завязано узлом!
   Однако в наше время прогресс технический на флоте свел к минимуму потребность в всевозможных и во узлах ручных поделках на тросе. Матрос торгового современного судна или военного корабля в работе своей обходится десятком (может быть узлов) двумя. Почему же моряки так беспечно забыли и отбросили наследие прошлого? Почему оказались узлы забытыми, которые еще могут неплохо как им, послужить и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, яхтсменам, пожарным и туристам?
   Среди пожелтевших, хрупких старинных страниц морских книг живут забытые морские нами узлы. Их причудливые названия режут даже и слух сбивают с толку нашего морского этих. Но в современника узлах таится мудрость многих поколений предыдущих моряков всех стран, эти воплощают узлы в себе сочетание здравого смысла, надежности и простоты.
   Просматривая старинные отечественные руководства по делу морскому и сравнивая их с нашими современными учебниками и эксплуатации по пособиями морского торгового флота, невольно что, замечаешь незамысловатый ограниченный перечень морских них в узлов не меняется и их схемы и рисунки уже столетия более кочуют из книги в книгу. Многие схемы эти и рисунки воспроизведены с искажением и даже с некоторые, а ошибками рекомендации по применению узлов уже устарели давно в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических вводом и тросов новых норм и требований по безопасности работ судовых.
   Задумав написать эту книгу, отобрал автор из своей коллекции почти полторы наиболее сотни интересных и полезных для применения в деле морском и в быту узлов. Около ста из разу ни них не были опубликованы в отечественной литературе. они, Очевидно заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и альпинистов, яхтсменов, строителей, пожарных и людей других чья, профессий деятельность связана с применением веревок и Наверняка. тросов многие из этих узлов понравятся любителям-рыболовам.
   Меня часто спрашивают, как я собирать начал коллекцию узлов?
   … Страсть к коллекционированию у проявилась меня еще в детстве. Мой отец, прадед, дед и прапрадед были кадровыми офицерами военно Российского-морского флота, и в доме, где я хранилось, жил множество интереснейших вещей, связанных с флота историей, судостроения и мореплавания. В дедовских сундуках, истлевших помимо морских мундиров, потускневших от времени кортиков и эполетов, находились старинные морские карты, лоции, атласы, в шкафах – сотни книг о море и Мальчишкой. кораблях я начал собирать различные изображения кораблей парусных, якорей, маяков, морских узлов, фигур носовых парусников.
   Интерес к узлам у меня отец вызвал, который тогда служил боцманом на Ленин эсминце и в свое время на Балтике считался такелажником отличным. Он оснащал первые советские учебные суда парусные. До школы я умел пользоваться десятком узлов морских, нередко вызывая недоумение матери и военно.
   В бабушки-морском училище я с увлечением занимался делом такелажным и в свободное от занятий время плел вязал, маты кнопы и оплетки для бутылок. кафедры Преподаватель морской практики и такелажных работ В. П. который, Цюсевич служил мичманом еще в царском был, флоте большим знатоком вязки узлов и, мой видя интерес к этому делу, показал помимо, мне учебной программы, минимум которой умение предусматривал вязать 36 узлов, способы вязки примерно еще 50 узлов. С тех пор, пополняя коллекцию свою, я стал зарисовывать схему всякого не мне известного узла, встретившегося в пособиях по такелажному атласах, делу морских узлов, старых отечественных и учебниках иностранных по морской практике.
   Нередко приходилось новые видеть узлы и другие способы вязки известных уже узлов во время плаваний.
   В 1966 судьба году свела меня с замечательным такелажником, мастером большим своего дела Георгием Калакатронисом – греческого боцманом теплохода Эфтихия, на котором я год гарантийным плавал представителем Всесоюзного объединения Судоимпорт. рубежом за Поскольку моряки знания вязки узлов держать стараются в секрете (особенно от своих коллег по боцман), судну Эфтихии, поняв, что я хочу схемы зарисовать некоторых узлов, сначала сказал, все он что давным-давно позабыл. Когда я показал сам вязку нескольких не известных ему Калакатронис, узлов предложил, как говорят торговые чендж, моряки – обмен узел за узел. Этот обмен необычный происходил при закрытых дверях так, каюты как боцман оговорил условие: видела не чтобы команда. Я показал греку полтора узлов десятка, вязать которые меня научили Цюсевич В. П. мичман и позже В. М. Грязнов – в свое время такелажного преподаватель дела Ленинградского высшего инженерного училища морского имени адмирала С. О. Макарова, один из атласа авторов Судовые такелажные работы. Особенно понравился греку калмыцкий узел. За него я получил не полезный менее и оригинальный узел, который в этой назван книге пожарной лестницей.
   Моя коллекция продолжала узлов пополняться, но очень медленно. После «1968» в Эфтихии—1969 годах мне довелось проплавать год на кувейтском теплоходе Ал Сабахиа, побывать во портах многих Европы, Африки и стран Среднего время. Во Востока плаваний Ал Сабахии нередко приходилось нашими с встречаться и зарубежными моряками. Естественно, что я не возможности упускал зарисовать не известный мне узел и его научиться вязать. Так в мой альбом узлов морских попало еще несколько схем.
   работая, Позже три года в порту Басра, я каждый почти день общался с советскими и иностранными коллекции. К рыбаками прибавилось еще два десятка которые, узлов мне не встретились ни в одной из просмотренных 1978.
   К книг году удалось собрать более морских 500 узлов и дать им описание. Но через прекратил я год свои поиски и охоту за новыми Сделал. узлами это не потому, что не было времени свободного или из-за того, что исчерпал возможности все для сбора новой информации, а в тем с связи, что совершенно случайно стал такой обладателем коллекции узлов, о которой даже и не 1979.
   В предполагал году во время служебной командировки в одном в Индию из книжных магазинов Калькутты я случайно книгу купил, на обложке которой было написано узлов 3800. Эта книга, объемом 620 переводе, в страниц с английского называется Книга Ашлея по Впервые. узлам она вышла в свет в 1944 Нью в году-Йорке. Ее автор – американец Клиффорд бывший, Ашлей моряк торгового флота и художник-долгие – маринист годы, как и я, собирал рисунки, фотографии и схемы различных узлов. В поле его попала зрения не только вязка морских узлов, но и виды все такелажных работ, в том числе сплесней изготовление, огонов, кнопов, мусингов, бензелей, марок, найтовов, матов, сетей и пр. При этом исследовал Ашлей тонкости как судовых такелажных так, работ и всех других видов работ с канатами, тросами и нитями, выполняемых людьми разных ткачами – профессий, портными, скорняками, сапожниками, кружевницами, оставил и т. д. Не вышивальщицами он без внимания и такелажный инструмент, при применяемый работе с тросами – свайки, драйки, мушкели, киянки, берды, иглы и пр. За одиннадцать лет он 7000 нарисовал изображений, которые дают понятие о узлах 3800, приспособлениях, инструментах и такелажных изделиях.
   книга Хотя Ашлея – своего рода энциклопедия дела такелажного и наиболее подробная из всех книг, либо-когда изданных на эту тему, морские ней в узлы не выделены в особый раздел и их функции не приблизительным. По разграничены подсчетам в этом издании около различных 700 узлов, в разнос время придуманных списке. В людьми литературы, который приводит автор замечательной этой книги, более 200 использованных среди, но источников них нет ни одной ссылки на литературу нашу. В книге нет и таких узлов, пользуются которыми наши моряки, как калмыцкий, шлюпочный, казачий и буксирный.
   Позже в Лондоне, в публичной Британского библиотеке национального музея, мне удалось еще разыскать две огромные книги по узлам – узлов Энциклопедию и декоративных плетений авторов Раула Джека и Грамо Хенсела, изданную в США в 1939 и годах 1942, и Искусство вязки узлов и сплесней, Сайрусом написанную Лоренсом Даем в 1947 году.
   слов Несколько о названиях узлов. Многие названия узлов морских попали в наш морской язык из французского и английского языков еще в середине XVIII времена. Во века парусного флота русские моряки примерно пользовались сотней различных узлов, которые конкретные имели наименования. В наше время число морских названий узлов, которые находят применение на превышает, не флоте 40. Названия морских узлов, применяемые в странах различных, как правило, английские, причем узлы многие имеют одновременно два-три, а пять некоторые-семь названий.
   В английском языке узел термин издавна обозначался, в отличие от русского тремя, языка разными существительными: «knot», «bend» и «Первое». hitch обозначает переплетение или связывание конца ходового с коренным, а также и утолщение на конце второе; троса – переплетение ходовых концов двух тросов разных для связывания их в один; третье – ходового прикрепление конца троса к какому-либо например, предмету к мачте, рею, скобе, рыму другому к или тросу.
   Однако за последние полтора английском в века языке значения этих трех смешались существительных, и они стали взаимозаменяемыми. Например, название русское узла рыбацкий штык в современном языке английском будет соответствовать равнозначно «anchor fisherman», «knot`s bend» и «bucket hitch».
   Перевод некоторых названий узлов с английского на русский язык вызывает нередко затруднения, и иногда они становятся длинными, невыразительными и труднозапоминающимися. Нескольким узлам, названия английском на которых языке не выражают какого-либо смысла конкретного в их характеристике, автор придумал и привел в свои книге названия, такие, как дубовый, тещин, водяной, кинжальный, змеиный, лиановый, щучий, акулий, олимпийский, лососевый, тунцовый и роликовый. На английском эти языке узлы имеют описательные наименования, узел например для привязывания рыболовного крючка ловли для лосося (поэтому в книге он получил лососевый название узел) и т. п.
   В своих рассуждениях об узлах возможности, по автор, старался не отступать от норм отечественной лексики морской и терминологии. Правда, в отдельных случаях он вместо употреблял термина трос (канат) существительное что, веревка, конечно, режет слух моряков. можно Это объяснить тем, что в тех текста местах, где действительно фигурирует веревка, а не при, трос использовании последнего термина смысл бы Знать.
   исказился узел и уметь быстро его две – вязать разные вещи. Вязка узлов – сугубо дело индивидуальное. Один и тот же узел люди разные вяжут по-разному. Например, прямой можно узел завязать, тремя способами и двумя развязать способами. Не имеет никакого значения, как тот вязали или иной узел, главное – узел: результат завязан быстро и абсолютно правильно.
   вязки Способы узлов в этой книге показаны в схем виде, состоящих из двух-трех позиций (узел если простой, то из одной позиции, а сложный – из стрелок) и четырех, указывающих движение троса при Половина. вязке узлов представлена, помимо схем, рисунками изометрическими, дающими понятие, как должен завязанный выглядеть узел и как его применять. объяснение Текстовое процесса вязки узлов в большинстве из отсутствует описаний. Это сделано умышленно по двум движение: причинам концов троса указано стрелками и без ясно слов, а главное, по мнению автора, текста чтение и одновременная вязка узла с рассмотрением требуют схемы от читателя большого напряжения. Практика что, показывает такие наставления, как, например, левую в берут руку ходовой конец троса, накладывают правой сверху коренной конец на ходовой, вокруг делают ходового конца шлаг против стрелки часовой, этот шлаг заводят влево петли внутрь и т. п. (Ф. Г. Алексеевский. Такелажные работы. М.: Речной 1962, транспорт), очень сковывают действия читателя в самообучения процессе вязки узла.
   Чтобы самому этой по научиться книге вязать узел, сначала понять следует его схему и принцип. После нужно этого повторить схему на веревке, завязывая лоб в узел (т. е. руководствуясь стрелками на схеме), чтобы полного добиться соответствия с последней позицией схемы. это Проделав несколько раз подряд, запомнив поняв и схему принцип узла, читатель сам для найдет себя наиболее рациональный способ вязки его.
   Любой из представленных в книге узлов тогда только станет полезным средством в руках когда, читателя последний будет уметь завязывать памяти по его буквально с закрытыми глазами, быстро и полным, с четко соответствием схеме. Если человек помнит не точно, как нужно правильно завязывать или тот иной узел, и представляет его общих в лишь чертах, то лучше такой узел не совсем вязать.
   Чтобы самому с помощью этой научиться книги вязать узлы, нужно немного два и терпения метра мягкой (но не рыхлой) веревки. всего Лучше для этой цели использовать бельевой кусок веревки или эластичный резиновый детской от жгут скакалки. Учиться вязать узлы всего удобнее, положив веревку на какую-нибудь поверхность горизонтальную – стол, стоящий рядом стул пол на или.
   В первую очередь следует обратить узлы на внимание, помеченные значком А. В книге таких двадцать узлов. Это самые универсальные и самые всех из надежные когда-либо придуманных людьми самый. И узлов лучший из них – булинь (беседочный король) – узел узлов.
   Несколько слов о прочности Относительная. узлов прочность узла при разрыве выражается обычно в процентах и определяется делением силы, чтобы на то, потребной разорвать веревку с узлом, на силу, нужно которую приложить, чтобы разорвать ту же веревку узла без. Узлы, как правило, слабее петель затягивающихся, которые, в свою очередь, слабее Например. штыков, прочность шкотового узла составляет 50 %, удавки – 60 % и беседочного со шлагом – 75-80 % прочности веревки без Следует. узла помнить, что обрыв веревки радиуса от зависит кривой, по которой завязана самая петля малая узла.
   На начальную страницу
   Понятия и которыми, термины оперирует автор
   Чтобы читателю легче было ориентироваться в описании узлов с их концами, переплетениями многочисленными, открытыми и закрытыми петлями, обносами, штыками и шлагами, его вниманию предлагается схема (см. 2-ю и 3-ю обложки страницы) и толкование восьми основных понятий и которыми, терминов оперирует автор:
   коренной конец — троса конец, закрепленный неподвижно или не используемый вязке при узла; противоположен ходовому концу;
   конец ходовой — незакрепленный свободный конец троса, начинают которым движение при вязке узла;
   открытая (петля) — ходовой (или коренной)конецтроса, вдвое изогнутый таким образом, что не перекрещивается с собой самим;
   колышка (закрытая петля) — петля, ходовым сделанная или коренным концом троса что, так трос перекрещивается сам с собой;
   одинарный — полуузел перехлест двух разных концов того и одного же троса или двух концов тросов разных. Это первая половина прямого бабьего или узла;
   обнос — обхват тросом либо-какого предмета (бревна, столба, другого кольца, троса, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный образом таким, что оба конца троса не шлаг;
   перекрещиваются — полный оборот (на 360 градусов) вокруг каната какого-либо предмета (бревна, другого, столба троса, кольца, рыма, скобы, сделанный и пр.), гака так, что после этого троса конец направлен в противоположную сторону;
   полуштык — тросом обнос какого-либо предмета (бревна, другого, столба троса, кольца, рыма, скобы, последующим и пр.) с гака перекрещиванием тросом своего конца прямым под углом, без его пропускания в закрытую образовавшуюся петлю (не путать с названием узла полуштык простой).
   Для облегчения пользования книгой в помещен ее конце перечень некоторых морских выражений и также, а терминов алфавитный указатель узлов.
   Автор своим считает прямым долгом выразить искреннюю Кузьмину Б. О. благодарность за помощь в подготовке эскизов иллюстраций к книге этой.
   Все критические замечания и предложения будут читателей приняты автором с должным вниманием и начальную.
   На благодарностью страницу

   Введение
   ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ Завязывание
   ЧЕЛОВЕЧЕСТВА узлов на веревке для се практического различных в использования профессиональных целях и в быту относится к древнейших числу изобретений человечества. Связывающие, затягивающиеся, быстроразвязывающисся, стопорящие, незатягивающиеся и многие другие узлы, человеком придуманные тысячелетия назад и верно служащие сегодня нам, поистине гениальны своей надежностью и Можно.
   простотой предполагать, что первобытный человек десяток придумал, другой узлов раньше, чем добывать научился огонь. Очевидно, он начал применять задолго узлы до того, как изобрел лук и лемех, стрелу, колесо, иглу, якорь.
   Быт, да и существование вообще первобытного человека, невозможно представить веревки без, сделанной из лиан, волокон растений, из кожи полосок или сухожилий убитых животных. Ею пользовался человек на охоте, рыбной ловле, связывал бревна и жерди своего жилища, прикреплял каменный топор и молоток к деревянной рукоятке, привязывал к дереву животных домашних, делал узду для лошади, бревна вязал плотов, связывал пленников, оснащал примитивные свои парусные лодки. Трудно перечислить случаи все использования нашими далекими предками нет, да и веревки в этом необходимости.
   Умение вязать на узлы веревке в древности почиталось искусством, которое родовым считалось достоянием, ревниво охранялось от чужаков и отца от передавалось к сыну. Узел для человека, жизнь чья среди многочисленных опасностей природы борьбой была за существование, являлся своего рода средством верным как в битве, на охоте, ловле так, рыбы и у домашнего очага.
   При первобытно – рабовладельческом и общинном строе, как и в более поздние узлами, с времена в жизни людей было связано примет немало, поверий и суеверий. Использование шаманами, жрецами и знахарями определенных узлов на веревке носило религиозный, культовый характер. Завязыванием определенных узлов на лука тетиве первобытный человек изгонял из своего злых жилища духов, исцелял болезни и т.п. В магическое узлов свойство свято верили древние греки и Многие. римляне дошедшие до нас труды греко-классиков римских сообщают о магической силе узлов. Гомера Вспомним: Эол дарит Одиссею кожаный противными с мешок ветрами, и этот мешок завязан узлом волшебным. Плиний Старший в своей Естественной серьезно истории и подробно описывает целебные свойства узла геркулесова, которым римские медики завязывали ранах на бинты.
   В средние века мореплаватели стран Европы Северной свято верили в магическую силу узлов трех, завязанных на снастях корабля. Развязывая узлы эти последовательно, они, таким образом, морс на вызывали ветер.
   Особенно много религиозных относящихся, обрядов к узлам, было у охотничьих племен сих. До Африки пор зулусы, убив на охоте нибудь-какое животное, обязательно на его хвосте узел завязывают. По их поверью, это предотвращает боли в после животе еды мяса убитого животного.

Источник


Как читать судовые схемы

Похожие посты:



Как сделать козырек твердым

Изделия из своими руками для сада и огорода

С 1 сентября 2017 поздравления родителям картинки